Деловой сторителлинг

Истории, которые вдохновляют

Вас увлекают интересные истории? Случалось ли вам не спать, дочитывая захватывающую книгу? Возможно, под впечатлением от фильма или рассказа вы стали более требовательны к себе? Портилось ли у вас настроение от неприятной статьи в газете? Конечно, ведь примеры из жизни способны поменять образ мыслей, поведение, привычки, настроение. Именно поэтому некоторые специалисты в области управления персоналом строят на таких историях корпоративную культуру. История успеха заставляет нас выбирать позитивный сценарий, мотивирует и вдохновляет. Все больше специалистов рекомендуют освоить искусство сторителлинга и постоянно пользоваться этим приемом.

Что же такой деловой сторителлинг?

Общаясь с коллегами, партнерами, поставщиками, клиентами и СМИ, мы часто приводим примеры из своего профессионального опыта. Такие истории отличаются от обычных историй из жизни. Мы их рассказываем, преследуя определенные цели или решая некие задачи. Если вы будете убедительны, то сможете поменять мнение собеседника. Возможно, благодаря вашим словам кто-то из аудитории предпримет решительные шаги, пересмотрит свой подход к работе.

Когда необходим сторителлинг?

Смоделируем несколько ситуаций, в которых выручит хорошая история.

Какими бывают истории?

В зависимости от ситуации и задачи вы может использовать различные примеры из жизни. Рассмотрим основные типы историй.

1. Рассказ о себе

Познакомьтесь с аудиторией. Расскажите о своих мечтах, целях, достижениях и промахах, жизненных ценностях и интересных случаях, произошедших с вами. Такие истории помогают построить доверительные отношения. Лучше всего рассказывать их в момент знакомства с новыми руководителями, подчиненными, клиентами.

2. «Почему я сейчас здесь?»

В такой истории вы должны честно рассказать о ваших целях. Подобные истории способны устранить недоверие. Конечно, слушателю в первую очередь интересно, что лично ему принесет эта встреча. Однако для любого из аудитории также важно знать, что у вас нет скрытых мотивов. Такие истории идеальны на тренингах по продажам, встречах для привлечения средств. Смело искренне рассказывайте о своих намерениях в ситуациях, когда вам нужно построить доверительные отношения, но у вас для этого мало времени.

3. Поучительные истории

Цель поучительной истории — изменить читателя или слушателя. Рассказчику нужно продемонстрировать, что другое поведение, новые подход и компетенции могут дать существенные результаты. Такие истории хороши и в ситуациях, когда вам необходимо проиллюстрировать ситуацию, привести хороший и плохой пример.

4. Вдохновляющие истории

Бывают моменты, когда вам необходимо мотивировать аудиторию, представить события в ином свете. Вам нужно, чтобы сотрудники поработали особенно напряженно? Попробуйте связать месяцы тяжелого труда с ценными результатами в будущем. Используйте вдохновляющие истории, чтобы помочь аудитории преодолеть эмоциональные барьеры. Помните, что люди всегда готовы измениться и даже пойти на жертвы, если они хорошо аргументированы.

5. Воспитание ценностей

Задача таких историй — укрепить в аудитории те ценности и идеалы, которые вы хотите видеть и считаете необходимыми для достижения целей. Это могут быть истории с хорошим или с плохим героем. Подавайте пример добра, самопожертвования, взаимопомощи, креативности и обличайте корыстность, воровство идей, неэффективный подход.

6. «Я знаю, о чем вы думаете…»

Такая история рассказывает слушателю о его собственных страхах и подозрениях, но только со стороны. У всех нас есть моменты, которых мы стесняемся говорить. Мы все боимся быть одинокими в своих сомнениях. Именно поэтому большую симпатию у нас вызовет тот, кто похож на нас. Сложно поверить кому-то больше, чем себе. Смело используйте эти истории, когда хотите добиться высокого эффекта, когда что-то продаете, заключаете сделки или общаетесь с руководством.

Что нужно для хорошей истории?

А что нужно для хорошего пирога? Зависит от того, что вы любите, к тому же, у каждой хозяйки может быть особый рецепт. Однако некие каноны все-таки нужно соблюдать. Начните с предыстории. Расскажите, где и когда происходит действие, опишите основных персонажей. Сосредоточьтесь на главном герое. Помните, что для большего эффекта главный герой должен быть чем-то похож на каждого из аудитории. Чего хочет герой? С какими препятствиями сталкивается? Будьте правдивы, только так вы заслужите доверие слушателей. Затем следует переходить к завязке и кульминации. Эти части истории всегда самые насыщенные. Именно на этом этапе герой должен себя проявить. Пусть он совершает плохие или хорошие поступки, принимает мудрые или легкомысленные решения, влюбляется, борется за мир во всем мире и разумную экономию. Хорошая драматургия придаст вашей истории «соли», то есть сильнее воздействует на слушателя. Далее финал и развязка. Расскажите, как в итоге сложилась судьба героя. Постарайтесь деликатно намекнуть аудитории на то, какой урок нужно вынести и зачем вы ее рассказали.

Советы начинающим

Деловой сторителлинг — это искусство, овладев которым, можно эффективнее выстраивать общение с подчиненными, клиентами, поставщиками и многими другими людьми, помощь и содействие которых вам необходимы. Помните, что вам важно оказать воздействие на аудиторию, а не развлечь ее. Рассказывайте реальные истории. Не бойтесь рассказывать о неприятных моментах, даже когда говорите о себе. Уязвимость и откровенность сблизят вас с аудиторией, помогут вам заслужить доверие и обеспечат симпатию слушателей.


Поделитесь этой статьей